Если двигатель не запускается, следует проанализировать ситуацию. Чтобы двигатель вообще мог запуститься, должны выполняться два основных условия. В цилиндры должна поступать воздушно-топливная смесь, а на свече зажигания должна вырабатываться искра (бензиновые модели) Поэтому, во-первых, следует проверить, подается ли топливо.

Бензиновые модели, описываемые в настоящем Руководстве, оборудованы единым модулем зажигания. Проверка исправности системы зажигания должна производиться с использованием специального диагностического оборудования.

Двигатель не проворачивается при попытках его запуска

  • Имеет место коррозия клемм батареи или ослабло крепление на них наконечников проводов. Проверьте состояние клемм и наконечников. Подтяните клеммные зажимы, при необходимости удгшите следы коррозии.
  • Разряжена или неисправна батарея. Если наконечники проводов найдены чистыми и надежно закреплены на клеммах батареи, поверните ключ зажигания в положение ОЫ, затем включите фары и/или очистители ветрового стекла. Если данное электрооборудование не функционирует, батарея разряжена.
  • Трансмиссия неточно установлена в положение «Р» (АТ) или на нейтральную передачу (РКПП) или не полностью выжато сцепление.
  • Оборвана проводка в цепи системы запуска или ослабло крепление проводов на клеммах. Проверьте состояние проводов, клемм и электрических разъемов батареи, тягового реле стартера и замка зажигания.
  • Шестерня стартера заклинена в зубчатом венце маховика. На моделях, оборудованных РКПП, установите ее на передачу и, потолкав вручную автомобиль, проверните тем самым его двигатель. При первой же возможности снимите стартер и проверьте состояние шестерни и зубчатого венца маховика.
  • Неисправно тяговое реле стартера.
  • Неисправен стартер.
  • Неисправен замок зажигания.

Двигатель проворачивается, но не запускается

  • Неправильно производится запуск.
  • Неисправен или не отключен иммо-билизатор двигателя.
  • Неисправен аварийный выключатель топливного насоса.
  • Топливный бак пуст, либо заправлено некачественное топливо.
  • Засорен топливный фильтр. Повреждены, засорены или негерметичны топливные трубопроводы, имеются дефекты шлангов.
  • Сильно загрязнен воздушный фильтр. Имеют место утечки вакуума в элементах подачи воздуха, неисправности в системе управления впрыском топлива и зажиганием.
  • Разряжена батарея (двигатель проворачивается чересчур медленно).
  • Окислены клеммы батареи или ослабло крепление на них наконечников проводов.
  • Отсутствует сигнал от датчика зажигания или датчика ЕСТ. Проверьте состояние его электропроводки, произведите опрос памяти системы ОВЭ II
  • Поврежден регулятор давления топлива – проверьте остаточное давление.
  • Во впускной тракт в результате нарушения герметичности подсасывается лишний воздух. Повреждены вакуумные трубопроводы, либо имеет место нарушение герметичности их посадки.
  • Нарушена герметичность системы питания.

Бензиновый двигатель

  • Неисправен топливный насос, либо повреждено его реле, или перегорел предохранитель – на слух проверьте исправность активации насоса при включении зажигания.
  • Повреждены или чрезмерно увлажнены компоненты системы зажигания.
  • Изношены или неисправны свечи зажигания, либо неправильно выставлен свечной зазор.
  • Разрыв в цепи системы запуска.
  • Неисправность модуля зажигания.
  • Поврежден предохранитель модуля управления двигателем, неисправен какой-либо из датчиков системы управления двигателем.
  • Низкое давление компрессии.
  • Залипли клапаны инжекторов. Проверьте инжекторы, при необходимости замените. Проверьте подачу напряжения на инжекторы.

Дизельный двигатель

  • Двигатель не прогрет: проверьте исправность функционирования системы преднакала.
  • Неисправны форсунки. Проверьте. Отдайте последовательно накидные гайки – при отдавании гайки неисправной форсунки обороты двигателя не будут падать.
  • Неисправен топливный насос высокого давления (ТНВД). Установите для проверки заведомо исправный ТНВД.
  • На электромагнитном запорном клапане отсутствует напряжение. Подключите к выключателю вольтметр или пробник на светодиоде. Включите зажигание. Светодиод должен загореться. В противном случае следует найти обрыв электропроводки и устранить его.
  • Неисправен э/м запорный клапан. Проверьте надежность крепления э/м выключателя, проверьте контакты. Включите и выключите зажигание. В выключателе должен раздаться щелчок.
  • Имеет место повреждение в линии подачи топлива или воздух в линиях:
    1. Трубопроводы либо шланги механически повреждены или засорены. Очистите топливные трубопроводы и удалите воздух из линий и фильтра;
    2. Засорен топливный фильтр. Замените фильтрующий элемент;
    3. Зимой следует проверить фильтр и трубопроводы на наличие льда или воска. Поставьте автомобиль в отапливаемый гараж, добавьте в систему бензина;
    4. Засорена вентиляция бака или сетчатый фильтр топливозаборника. Прочистите.

Стартер функционирует без проворачивания двигателя

  • Заклинена шестерня стартера. Снимите стартер и проверьте его состояние.
  • Изношены или повреждены зубцы шестерни стартера или венца маховика.

Запуск двигателя затруднен

  • Разряжена или недостаточно заряжена батарея.
  • Имеет место неисправность компонентов системы питания или электрооборудования.
  • В фильтре тонкой очистки дизельного двигателя скопился парафин. Замените элемент фильтра. Заправьте зимнее топливо, либо разбавьте бензином.
  • Неисправны свечи накаливания дизельного двигателя.
  • Упало компрессионное давление в цилиндрах.
  • Нарушена проходимость воздушного фильтра.
  • Топливо не достигает инжекторов системы впрыска. Давление топлива не соответствует требуемому значению. Поврежден регулятор давления – проверьте остаточное давление.
  • Повышенное давление топлива в системе питания – поврежден обратный клапан топливного насоса, либо забит или смят возвратный топливопровод к баку.
  • Нарушена установка фаз газораспределения двигателя, либо регулировка клапанов (на некоторых моделях дизельных двигателей). Сбит момент начала подачи топлива.
  • Неисправности в системе управления двигателем. Проверьте состояние соответствующей электропроводки, произведите опрос системы ОВЭ II.
  • Во впускной тракт в результате нарушения герметичности подсасывается лишний воздух. Утечки в топливной системе.
  • Залипли клапаны инжекторов. Проверьте инжекторы, при необходимости замените. Проверьте подачу напряжения на инжекторы.

Зацепление стартера происходит слишком шумно или с затруднением

  • Изношены или повреждены зубья шестерни стартера или венца приводного диска.
  • Утеряны, либо недостаточно затянуты болты крепления стартера.
  • Имеет место внутренние неисправности стартера. Замените стартер.

Двигатель глохнет сразу после осуществления запуска

  • Неисправен иммобилизатор двигателя.
  • Неисправна электропроводка, либо ослабло крепление проводов на клеммах генератора.
  • Нарушена исправность функционирования компонентов системы питания или электрооборудования.
  • Нарушены базовые установки модуля управления двигателя (ЕСМ).
  • Имеет место повреждение в системе выпуска и снижения токсичности отработавших газов.
  • Имеют место потери разрежения на корпусе дросселя, впускном трубопроводе или через вакуумные шланги.

Нарушена стабильность холостых оборотов двигателя

Бензиновый двигатель

  • Имеют место потери разрежения. Удостоверьтесь в надежности затягивания крепежа, проверьте факт и качество крепления на своих штуцерах на впускном трубопроводе всех вакуумных шлангов. Прослушайте работающий двигатель при помощи стетоскопа или отрезка топливного шланга –- наличие шипящего звука свидетельствует о наличии утечки. Не менее эффективно использование мыльного раствора для проверки.
  • Нарушена исправность функционирования компонентов системы питания или электрооборудования.
  • Нарушена проходимость клапана системы управляемой вентиляции картера (РСТ).
  • Нарушена проходимость воздушного фильтра.
  • Топливный насос не обеспечивает подачу достаточного количества топлива к инжекторам.
  • Имеют место утечки через прокладку головки цилиндров – измерьте компрессию в цилиндрах двигателя.
  • Изношены рабочие выступы кулачков распределительного вала.
  • Неисправности в системе управления двигателем.
  • Содержание СО не соответствует нормативным требованиям – произведите соответствующее измерение, проверьте обороты холостого хода.
  • Залипли клапаны инжекторов. Проверьте инжекторы, при необходимости замените. Проверьте подачу напряжения на инжекторы.

Дизельный двигатель

  • Нарушено качество соединений топливных трубопроводов с ТНВД и топливным фильтром. Замените топливные шланги, закрепите их хомутами, подтяните винты угловых соединений.
  • Механически повреждено или ослабло крепление ТНВД. Проверьте крепление.
  • Перепутаны местами соединения возвратного трубопровода и трубопровода подачи топлива.
  • Имеет место повреждение в линии подачи топлива:
    1. Трубопроводы либо шланги механически повреждены или засорены. Очистите топливные трубопроводы;
    2. Засорен топливный фильтр. Замените фильтрующий элемент;
    3. Зимой следует проверить фильтр и трубопроводы на наличие льда или воска. Поставьте автомобиль в отапливаемый гараж, добавьте в систему бензина;
    4. Засорена вентиляция бака или сетчатый фильтр топливозаборника. Прочистите.
  • Неисправны форсунки. Проверьте. Отверните последовательно накидные гайки – при отворачивании гайки неисправного цилиндра обороты двигателя не будут падать.
  • Неисправен ТНВД. Установите для проверки заведомо исправный ТНВД.

Имеют место пропуски в работе цилиндров на холостых оборотах

  • Изношены или загрязнены свечи зажигания или неправильно выставлен свечной зазор.
  • Имеет место неисправность компонентов системы питания или электрооборудования.
  • Заправлено некачественное топливо, либо нарушена проходимость топливного фильтра.
  • Имеют место потери разрежения во впускном трубопроводе или через шланговые соединения.
  • Низкая или неравномерно распределенная компрессия в цилиндрах.
  • Нарушена работа системы управления двигателем.
  • Неисправность системы EVAP.
  • Неверная регулировка холостого хода. Проверьте TPS и лямбда-регулировку.

Имеют место пропуски в работе цилиндров двигателя при движении автомобиля на передаче

  • Заблокирован топливный фильтр или имеет место загрязнение системы питания.
  • Неисправны или загрязнены свечи зажигания или неправильно выставлен свечной зазор.
  • Имеет место неисправность компонентов системы питания или электрооборудования.
  • Неисправны компоненты системы снижения токсичности отработавших газов.
  • Низкая или неравномерно распределенная компрессия в цилиндрах.
  • Неисправна система зажигания.
  • Имеют место потери разрежения на корпусе дросселя, впускном трубопроводе или через вакуумные шланги.

Двигатель работает с перебоями

  • Соединения электропроводки топливного насоса время от времени нарушаются. Проверьте разъемы электропроводки и предохранители топливного насоса, датчика mAf и реле топливного насоса.
  • Низкое качество топлива, образование паровых пробок.
  • Низкое давление подачи топлива.
  • Неисправен топливный фильтр.
  • Неисправен топливный насос.
  • Неисправны инжекторы.
  • Неисправен лямбда-зонд, нарушения в цепи управления качеством смеси или отсутствует подогрев лямбда-зонда.
  • Неисправен TPS.
  • Поврежден выпускной коллектор или приемная труба системы выпуска отработавших газов (имеются утечки отработавших газов).
  • Неисправность системы БУДР.
  • Залипли клапаны инжекторов. Проверьте инжекторы, при необходимости замените. Проверьте подачу напряжения на инжекторы.
  • Отсутствует сигнал от датчика зажигания или датчика ЕСТ. Проверьте состояние его электропроводки, произведите опрос памяти системы ОВЭ II.
  • Во впускной тракт в результате нарушения герметичности подсасывается лишний воздух.
  • Повреждены или негерметичны вакуумные трубопроводы
  • Поврежден регулятор давления, -проверьте остаточное давление.
  • Отсутствует питание ЕСМ.

Двигатель самопроизвольно глохнет

  • Нарушена регулировка оборотов холостого хода.
  • Нарушена проходимость топливного фильтра, либо в систему питания попала влага или грязь.
  • Имеет место отказ компонентов/информационных датчиков системы питания.
  • Неисправны компоненты систем снижения токсичности отработавших газов.
  • Неисправны или загрязнены свечи зажигания или неправильно выставлен свечной зазор.
  • Имеют место потери разрежения на корпусе дросселя или через вакуумные шланги.

Двигатель не развивает полную мощность

  • Имеет место неисправность компонентов системы питания или электрооборудования.
  • Засорен воздухоочиститель.
  • Неисправны свечи зажигания или неправильно выставлен свечной зазор.
  • Неисправность модуля зажигания.
  • Упал уровень ДТР.
  • Пробуксовывает сцепление/АТ.
  • Заблокирован топливный фильтр и/ или в систему питания попала грязь/влага.
  • Заправлено некачественное топливо.
  • Низкая или неравномерно распределенная компрессия в цилиндрах.

Дополнительно для дизельного двигателя

  • Засорен топливный фильтр или ТНВД (форсунка). Промойте предварительный фильтр, смените элемент фильтра тонкой очистки, прочистите распылитель или замените насос (форсунку).
  • Нарушена регулировка максимальной частоты вращения коленчатого вала.
  • Давление в системе подачи топлива ниже требуемого.

Происходят хлопки в системе впуска или выстрелы в системе выпуска

  • Нарушена исправность функционирования компонентов системы питания или электрооборудования.
  • Внутренние неисправности модуля зажигания.
  • Нуждается в регулировке система впрыска топлива, либо чрезмерно изношены ее компоненты.
  • Имеют место потери разрежения на корпусе дросселя, впускном трубопроводе или через вакуумные шланги.
  • Заклинивает клапаны.

При движении с ускорением или в гору возникают звуки детонации

  • Заправлено некачественное топливо.
  • Нарушена исправность функционирования компонентов системы питания или электрооборудования.
  • Установлены свечи зажигания не того типа.
  • Нарушены базовые установки ЕСМ.
  • Неисправен датчик детонации.
  • Имеют место потери разрежения.

Двигатель продолжает работать после поворачивания ключа в положение «OFF»

  • Чрезмерно высоки обороты холостого хода.
  • Имеет место неисправность электрооборудования или компонентов системы управления двигателем.
  • Неисправен клапан продувки адсорбера системы улавливания паров топлива (EVAP).
  • Высокая рабочая температура двигателя (упал уровень охлаждающей жидкости, неисправен термостат, заблокирован радиатор или неисправен водяной насос).
  • Нарушена герметичность инжекторов.
  • На дизельном двигателе не работает клапан отсечки топлива.

Дизельный двигатель дымит

  • Черный дым:
    1. Загрязнен воздухоочиститель Замените фильтрующий элемент;
    2. Применено несоответствующее топливо. Промойте бак и смените топливо;
  • Синий дым:
    1. Горение масла в камере сгорания вследствие износа поршневых колец или высокого уровня масла в воздухоочистителе. Отремонтируйте двигатель, откорректируйте уровень масла;
    2. Не подается топливо к одной из форсунок. Проверьте по нагреву выпускных патрубков коллектора;
    3. Плохое распыление топлива форсункой из-за неисправности клапана или обрыва распылителя. Притрите клапан или замените форсунку 3 Белый или бурый дым:
    4. Низкая температура в системе охлаждения. Проверьте термостат;
    5. Плохая работа форсунок. Низкое качество распыления. Замените распылитель.